Как отделять факты от интерпретаций и оценок:- Задавать открытые вопросы: «Когда?», «Где?», «Кто?», «Что?», «Что было?».
- Определять глаголы в коммуникациях: сделал(а) / не сделала (а), отправил(а), подготовил(а).
- Считать все, что можно посчитать: один раз, два раза, последние три раза.
- Найти артефакты, которые можно перепроверить.
Как вести переговоры, чтобы обе стороны были в позиции win-win.
Для определения своих интересов и интересов коллег можно использовать технику открытых вопросов и технику продления картинки.
Например, продать услугу по определенной цене или получить официальное повышение в компании.
Техника ведения переговоров
«Интерес — Позиция — Условия»
— это решение, принятое до переговоров: «Как я хочу, чтобы было сделано».
Например, моя позиция «продать услугу» связана с интересом «заработать определенную сумму».
или «Новая должность с возможностью вести новые проекты» — это интерес, а позиция — «получить официальное повышение».
— это то, что на самом деле нужно участнику переговоров: «Что я получу, если переговоры состоятся в долгосрочной перспективе».
Например, можно не получить повышение, а ротироваться в другую команду, или не продать услугу, а расширить ассортимент, чтобы увеличить доход благодаря разнообразию услуг.
— обстоятельства, при которых вы готовы менять позицию. Какие у вас ограничения, которые нужно учесть оппоненту.
— как перетягивание каната, когда победить может только одна сторона. Если мы фокусируемся только на позиции, мы можем не заметить, что есть другие инструменты или пути для реализации интереса.
Во время конфликта важно в первую очередь отработать свои и чужие эмоции: они будут мешать включиться отделу мозга — неокортексу, который отвечает за стратегию, планирование и взвешенный подход в разрешении конфликта.
Переходить к переговорам имеет смысл только в том случае, когда вы и ваш коллега находитесь в спокойном состоянии.