РАЗВИВАЕМ
ЭФФЕКТИВНЫЕ
КОММУНИКАЦИИ
Как разрешить разногласия на работе
владелец курса
ВОРКШОП 4
Как отделять факты от интерпретаций и оценок:
  • Задавать открытые вопросы: «Когда?», «Где?», «Кто?», «Что?», «Что было?».
  • Определять глаголы в коммуникациях: сделал(а) / не сделала (а), отправил(а), подготовил(а).
  • Считать все, что можно посчитать: один раз, два раза, последние три раза.
  • Найти артефакты, которые можно перепроверить.
Как экологично говорить о том, что не нравится.
  1. Рассказать, что вы чувствуете (я-сообщение).
  2. Сообщить факт, который вызвал эти мысли, ощущения, эмоции.
  3. Подсветить потребность: почему для вас важно что-то делать / не делать или о чем-то говорить / не говорить.
  4. Озвучить просьбу, требование или, используя вопрос, договориться, как будете взаимодействовать с учетом ваших потребностей.
В рабочих коммуникациях бывают ситуации, когда вам нужно сообщить коллеге, что вам что-то не нравится. При этом вы бы не хотели выглядеть грубым или испортить ваши отношения фидбэком.

Для корректной формулировки можно использовать подход ненасильственного общения. Он помогает выстроить рабочие границы, в которых вам комфортно общаться с коллегами, а коллегам не нужно гадать, что для вас неприемлемо и почему.
«У меня складывается впечатление (озвучить чувства или ощущение), что ты не готов услышать мое мнение об этом проекте, когда прерываешь меня на встречах (факт). Мне важно работать на равных, где каждый участник делится своим видением (потребность). Могу предложить тебе обсуждать риски проекта по очереди? (вопрос, чтобы договориться)».
Рассмотрим на примере, как звучит подход ненасильственного общения:
Подход ненасильственного общения включает в себя четыре шага:
Если вам некомфортно говорить о своих эмоциях через формулировки: «мне грустно», «мне неприятно» и т. п., то можно использовать фразы: «складывается впечатление / возникает ощущение», «я чувствую…, когда…».
Обратим внимание на несколько важных моментов при использовании этого приема.
Так мы показываем, что берем ответственность за наши эмоции и ощущения, и это наша граница. Можно говорить о своем чувстве или о субъективном ощущении. Например: «Мне грустно» или «Я чувствую, что мне не доверяют».
В я-сообщении очень важно говорить именно от своего имени.
1
Если факт будет воспринят как обвинение, то после этого собеседник, скорее всего, будет защищаться или оправдываться, а наша просьба останется неуслышанной. Например, вместо «Мне неприятно из-за того, что ты меня подвел и опоздал на 20 минут» можно сказать «Мне неприятно, когда о переносе встречи я узнаю не заранее, а прямо перед ней».
В «факте» важно не использовать «ты», «вы» или любые другие слова, которые могут сделать из факта обвинение.
2
Вместо «Хватит смотреть в мой телефон!» можно сказать «Мне важно доверие».
Показывай потребность, а не суждение.
3
Вместо «Не подводи нас больше» можно сказать «В следующий раз предупреждай, пожалуйста, заранее, если ты опаздываешь».
Вместо критики и обвинения заканчивай просьбой.
4
На воркшопе мы потренируемся использовать технику ненасильственного общения, чтобы доносить коллегам наши мысли экологично, не провоцируя конфликт.
По любым вопросам, связанным с обучением, пиши сюда: