— реально произошедшие события.
На воркшопе мы будем учиться на примере кейсов отделять факты от интерпретаций и оценок, чтобы переводить конфликт в режим поиска решений.
Признаки интерпретации можно найти, когда в рассуждениях есть
связки:
- «Потому что...»
- «Из-за...»
- «Я думаю...»
- «У меня тоже так было, поэтому....»
— мнение о мыслях, чувствах, мотивах поступков другого человека.
Давайте определимся, что такое факт, интерпретации и оценки и как, работая с ними, можно быстрее перейти на рациональный уровень решения конфликта.
- Вчера в 14:00 была презентация о продуктах компании
- Лилия не подготовила отчет к 17:00
- Хорошо, что Петра уволили, теперь команде будет проще договариваться.
- Лилия не подготовила отчет к 17:00, потому что она необязательная и любит посплетничать.
- Как можно продавать наш продукт, если ты его не знаешь? Это уже ни в какие ворота…
— рассуждение с использованием категорий: «нравится / не нравится», «хорошо/плохо», «важно/неважно», «обязательный/необязательный», «умеет / не умеет», т.е. оценка человека или ситуации в позитивном или негативном ключе.
- Лилия не подготовила отчет к 17:00, потому что общалась с коллегами на кофе-пойнте.
- Петра уволили из-за того, что он часто ругался с коллегами.
- Презентацию о продуктах компании провели, потому что наши коллеги плохо знают продукт, который продают.
В конфликтах важно научиться отделять факты от интерпретаций и оценок.
Нужно уметь это делать на своей стороне, когда мы попадаем в конфликт, а также помогать коллегам возвращаться к фактам, чтобы быстрее перейти к возможным решениям, а не просто застрять на эмоциях.
Как отделять факты от интерпретаций и оценок:- Задавать открытые вопросы: «Когда?», «Где?», «Кто?», «Что?», «Что было?».
- Определять глаголы в коммуникациях: сделал(а) / не сделала (а), отправил(а), подготовил(а).
- Считать все, что можно посчитать: один раз, два раза, последние три раза.
- Найти артефакты, которые можно перепроверить.
Например, конфликт: в отчете нет сводной таблицы. Этот факт можно проверить, открыв отчет и сверив количество требуемых и получившихся колонок.
Другой пример: коммерческое предложение не было отправлено вовремя. Можно зайти на почту и посмотреть, во сколько менеджер выслал коммерческое предложение.
(как правило, в прошедшем времени)