РАЗВИВАЕМ
ЭФФЕКТИВНЫЕ
КОММУНИКАЦИИ
Как разрешить разногласия на работе
владелец курса
ВОРКШОП 1
Декодирование
— это точная и простая фраза, которой можно заменить реплику нашего собеседника, не потеряв сути сообщения. В целом, коммуникация — это кодирование своих мыслей в слова одним человеком и декодирование этих слов другим.
Когда человек хочет что-то донести, он выбирает слова, которые часто прячут суть. Декодирование — это процесс выделения сути сообщения.
Cообщение «ты мне не нравишься» может быть закодировано как «мы не подходим друг другу» или «как бы мне ни хотелось, у нас ничего не получится».
Когда случается конфликт, наша задача — определить, как изменилась наша социальная роль и социальная роль того, кто конфликт инициирует. Важно понимать, что меняется именно неформальная часть социальной роли.
Вскрыть конфликт через декодирование
— назвать вещи своими именами. Это один из самых эффективных способов решения конфликта.
Главное — помнить, что лучше вскрыть конфликт и иметь возможность его решить, чем проигнорировать и принять новые социальные роли.
Наша задача — задать вопрос, используя декодирование. Вскрыть конфликт, назвав вещи своими именами:
  • «Ты хочешь сказать, что компания от тебя зависит?»
  • «Ты считаешь себя незаменимым?»
Компании сложно нанять новых сотрудников, так как начался сезон и все работают на пределе. Один из сотрудников начинает часто выходить отдохнуть, разговаривать по телефону и опаздывать с обеда. На замечание руководителя он отвечает: «А ты уволишь меня что ли? Кто работать тогда будет?»
В этом примере роли меняются с «руководитель» и «сотрудник» на «зависимый руководитель» и «незаменимый сотрудник».

Что говорит сотрудник на самом деле?
  • «Я незаменимый».
  • «Ты от меня зависишь, так как не можешь меня заменить».

Мы можем заменить исходную фразу на декодированную без потери смысла. Теперь, когда у нас есть декодированный смысл, остается самое сложное — подобрать ответ в конфликте.
Какие есть варианты декодирования?
Декодирование-уточнение
1
Мы озвучиваем суть фразы оппонента нейтрально в формате вопроса.
Ты снова опоздал с презентацией. Я постоянно вынуждена задерживаться на работе из-за тебя.
Правильно понимаю, что чаще всего из-за моих отчетов ты уходишь после 18:00?
Декодирование-разделение
2
Мы разделяем мысли оппонента, озвучивая суть его сообщения, и развиваем высказывание.
Я сомневаюсь, что новый сотрудник сможет разработать решение. У нас опытные сотрудники до сих пор не смогли предложить что-то, а он даже контекста не знает.
Я столько сил вложила в этот проект, а его закрыли.
Ты злишься, что работа была сделана в стол?
Понимаю, что сложно довериться новичку, когда были уже три попытки завершить этот проект. Как думаешь, что поможет ему быстрее освоиться на рабочем месте, чтобы он смог приступить к задачам?
Декодирование и работа с эмоциями
3
Озвучиваем предполагаемые эмоции оппонента и их возможные причины. Инструмент подходит, если вы достаточно давно знаете коллегу и вам комфортно работать с эмоциями.
На воркшопе мы потренируемся использовать декодирование-уточнение и декодирование и работу с эмоциями, так как эти два инструмента самые сложные, а нам важно потренироваться их использовать до того, как мы столкнемся с реальной конфликтной ситуацией на работе.
По любым вопросам, связанным с обучением, пиши сюда: